- чудо
- ЧУДО — категория фольклорно-мифологического и религиозного языка описания способов и форм проявления сверхчеловеческого (напр., нуминозного) в мире природно-естественном. В обыденном словоупотреблении Ч. эквивалентно «диву» как чему-то непривычному, неожиданному, чему следует «дивиться» и степень удивления чему обратно пропорциональна порогу ожидания (поэтому, напр., для носителя мифологического сознания мана вождя — не Ч., а заряд аккумулятора — Ч.). Для слов с корнем «чуд» в славянских языках было характерно значение «ужасный» или «ужасающий», а для слов с корнем «див» — «умопомрачительный» в силу своей невероятности. Ч. может включать антропогенный фактор — его способен вызвать маг-кудесник, а диво — нет. Если в античной культуре понятия сверхъестественного, божественного и чудесного практически не различались, то с эпохи средневековья представления о чудесном неоднократно конкретизировались, в частности, христианскими теологами. В современной европейской философии и теологии принято разводить понятия религиозного и нерелигиозного Ч. (последнее семантически сближается с понятием «дива» — диким, не принадлежащим христианской культуре, языческим). Католическое учение о религиозном Ч. развивает концепцию четырех признаков чудесного: а) необычности, чрезвычайности с общим условием доступности человеческим чувствам и ощущениям (потенциальной детекции), б) значительности события для религиозной сферы жизни, в) очевидности нарушения в привычном (ожидаемом) развертывании феноменологического ряда причинно-следственных связей, г) принципиальной невыводимости из чисто физической, материальной данности (непредсказуемости методами научной прогностики). Протестантское учение о религиозном Ч. в целом схоже с католическим, но отличается от него большей заостренностью на антропологическом и эсхатологическом моментах: Ч. необъяснимо, свидетельствует именно о теофании (действии божественных сил в мире) и ориентировано на спасение человека. Религиозные чудеса в католической теологии принято подразделять на физические — происходящие в человеческом мире, и метафизические — целиком принадлежащие более высокому уровню бытия (Всевышнему). В свою очередь, физические чудеса бывают двух видов: знамения (signum), т.е. теофании, в которых информационными знаками-сигналами служат предметы привычного человеку физического мира, и так называемые «миракли» (miraculum — загадка) — эпифании трансцендентального, никак не согласующиеся с земным опытом верующих и зачастую невыразимые на человеческом языке (образы Апокалипсиса). Др. классификация чудес связана с их субъектом: истинные чудеса происходят от Бога, а ложные — от его противника Дьявола. Святые-чудотворцы и небесные посланники (ангелы) являются слугами божьими и творят Ч. не своими силами, а опосредованно — по благодати.И.П. Давыдов
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.